|
Вертолет Ми-ВМТВ авиации Внутренних
войск патрулирует воздушное пространство Чечни.
Июль'1995г.
_________________________________
потерь. Всего в Чечне по состоянию на конец июля
1995 года было сбито или списано как не подлежащие
ремонту 12 вертолетов: 7 Ми-24 и 5 Ми-8. При этом
погибло 20 членов экипажей. 30 машин получили
повреждения. Таким образом был потерян каждый
десятый и поврежден каждый четвертый вертолет,
принимавший участие в чеченском конфликте. Тем
не менее армейские вертолетчики выполнили
поставленные перед ними задачи.
К началу августа 1995 года вертолеты
авиационной группировки Сухопутных войск
выполнили 16 547 полетов над Чечней, проведя в
воздухе 13 198 часов. 36% вылетов (а не 17%, как написано
в журнале "Авиация и время") совершено для
выполнения огневых задач, 44% —
транспортно-десантных (более 90% раненых
эвакуировано из зоны боевых действий
вертолетами армейской авиации), 8% приходится на
разведывательные полеты, а остальные 12% — на
выполнение специальных заданий
(поисково-спасательные, агитационные,
ретрансляция и т. д.).
В боях на территории Чеченской
республики авиация Сухопутных войск уничтожила
215 опорных пунктов, 204ДОТа, 31 единицу бронетехники
(танки, БТР, БМП, ЗСУ), 34 самоходных зенитных
установки на автомобильном шасси, 5 установок
"Град" и 52 военных автомобиля. Кроме того,
подавлено более 400 огневых точек. Вертолеты Ми-24
применяли в Чечне НАР С-5, С-8 и С-24, ПТУР
"Штурм" с радиокомандной системой наведения
и огонь ствольного оружия. Свободнопадающих бомб
армейская авиация не использовала. Вертолеты
Ми-6, Ми-8 и Ми-66 привлекались только для решения
десантно-транспортных и специальных задач.
Авиация Внутренних войск также
совершила в Чечне немало боевых вылетов. К
сожалению, о результатах ее работы пока
сообщалось очень скромно. Потери, по
неподтвержденным данным составили 2 вертолета
Ми-8МТВ.
Автор выражает
благодарность А. В. Сурцукову, А. М. Райляну и В. П.
Бельцову за помощь в подготовке данного
материала. |
ной
статьи в конце декабря 1995-го). За 7 месяцев
активных боевых действий ею выполнено более 9000
самолето-вылетов, из них более 5300 — для нанесения
бомбо-штурмовых ударов и 672 вылета на воздушную
разведку.
Основным авиационным оружием в
чеченской войне были неуправляемые авиационные
ракеты (НАР) С-5, С-8 и С-24Б, фугасные авиабомбы
ФАБ-250 и ФАБ-500. В отдельных случаях
использовались осколочные, осколочно-фугасные и
бетонобойные бомбы (БЕТАБ-500). Когда позволяли
погодные условия, широко применялось
высокоточное оружие — управляемые ракеты X-25МЛ,
корректируемые авиабомбы КАБ-500Л и КАБ-500КР, а
также (в меньших масштабах) — тяжелые КАБ-1500Л.
Появившаяся в некоторых печатных
изданиях и телепередачах информация о
применении в Чечне шариковых и игольчатых бомб
не получила объективного подтверждения. Во
всяком случае то, что демонстрировали по
телевидению в качестве доказательства
использования игольчатых бомб, является не чем
иным, как осколками обычных НАР. Такие осколки,
как, впрочем, и осколки артиллерийских снарядов,
нередко имеют вытянутую заостренную форму и
могут быть приняты некомпетентными людьми за
поражающие элементы игольчатого боеприпаса.
За время боев фронтовая авиация, по
данным Главного штаба ВВС, уничтожила более 60
единиц |
бронетехники,
свыше 500 опорных пунктов, огневых точек, баз и
отдельных отрядов боевиков, почти 60 складов
оружия, боеприпасов и военного снаряжения. Чтобы
воспрепятствовать передвижению частей
дудаевской армии, разрушено 9 мостов и
заминировано около 300 участков дорог и местности.
Безвозвратные потери составили 3
самолета (2 Су-25 — в результате огневого
воздействия противника и 1 Су-24 — при
невыясненных обстоятельствах). Боевые
повреждения получили 24 машины.
Огромный объем работы выполнен
Военно-транспортной авиацией. Самолеты ВТА,
совершив более 2000 вылетов в зону боевых действий,
перевезли 78 тыс. человек личного состава, 2300
единиц техники и более 6500 тонн грузов.
Пожалуй, среди всех родов авиации
труднее всего пришлось в Чечне вертолетчикам
Сухопутных войск. Более половины из них
составляли ветераны Афганистана. Они летали
практически в любую погоду (минимально
допустимая видимость — "500 на 50", но в особых
случаях приходилось работать и при худшей).
Полеты нередко совершались на таких высотах, где
смертельно опасным может стать любой пулемет или
даже снайперская винтовка. (Кстати, пилоты не раз
возвращались на базу с пробоинами от винтовочных
пуль в остеклении кабин). Неудивительно, что на
долю авиации Сухопутных войск приходится и
наиболее высокий процент |