Результаты бомбовых ударов
российских ВВС по чеченским авиабазам.
Аэродром Ханкала
Аэродром Грозный-Северный
(нажмите для увеличения
фото) |
Прошло уже больше года с начала трагических
чеченских событий. Но к сожалению, за все это
время так и не появилось достаточно полного, а
главное — взвешенного и объективного рассказа о
действиях российской военной авиации в
чеченском конфликте. Вместо этого средства
массовой информации, как российские, так и
иностранные, нередко муссируют всякого рода
слухи, домыслы, а то и прямую ложь.
Примерам, как говорится, несть числа.
Вероятно, любому из вас приходилось читать, что
русские самолеты без разбора бомбят жилые
кварталы, школы и больницы в мирных чеченских
городах и селах. В конце февраля 1995 года, когда
Грозный уже фактически был взят федеральными
войсками, одна популярная московская
радиостанция сообщила, что стратегические
бомбардировщики Ту-160 по ночам сбрасывают на
город десятитонные бомбы! (Хорошо еще, что не
атомные).
Не отстают и зарубежные “акулы пера”.
Некий Йозеф Новотный в чешском журнале “Letectvi +
kosmonautika” ярко описал мифические воздушные бои
между чеченскими “Альбатросами” и российскими
Су-24, а также лихие штурмовые удары дудаевских
ВВС по федеральным частям. Вообще статья
Новотного по-своему уникальна, ибо в ней
переврано буквально все, начиная от хронологий
событий и кончая географическими названиями
(вместо Гудермеса “Гуседесс” и т. д.). Досадно,
что солидный авиационный журнал в погоне за
сенсацией напечатал подобную чепуху.
А совсем недавно украинский журнал
"Авиация и время" также решил
"порадовать" своих читателей опусом на тему
чеченского конфликта. В статье "Российская
авиация в чеченской войне", путем ставшего уже
традиционным искажения фактов и ложных цифр,
российские ВВС в слегка завуалированной форме
обвиняются в прикрытии чьих-то финансовых |
махинаций,
трусости и бессмысленной жестокости. Статья
подписана двумя московскими авторами, и этим
создается видимость объективности. Что ж, наших
коллег из Киева можно поздравить. Они очень тонко
реагируют на политическую конъюнктуру своего
нынешнего правительства.
Но что же на самом деле происходило в
чеченском небе с декабря 1994-го по июнь 1995 года? С
каким противником воевала российская авиация и
каковы были ее действия? Для ответа на эти
вопросы необходимо вернуться в 1992 год, когда
поспешно выводимая из Чечни под нажимом
политиков российская армия оставила режиму
Дудаева огромное количество военной техники.
Разбираться в причинах этого вопиющего факта и
искать конкретных виновных — дело
соответствующих органов. Нам же остается
отметить, что на авиабазе Калиновская в руки
дудаевцев попало 80 учебно-боевых самолетов Л-29
“Дельфин” и 39 более современных Л-39
“Альбатрос”, 3 истребителя МиГ-17, 2 МиГ-15 УТИ, 6 Ан-2
и 2 вертолета Ми-8, На аэродроме Ханкала чеченцам
досталось 69 Л-29 и 72 Л-39. Таким образом, по
количественному составу ВВС “Республики
Ичкерия” (265 самолетов, не считая Ан-2, и 2
вертолета) изначально превосходили воздушные
силы многих европейских государств, таких
например, как Австрия, Финляндия или Португалия.
Все “Дельфины” и “Альбатросы” были
оборудованы универсальными держателями для
подвески двух блоков НАР УБ-16 ил и до 250 кг
бомбовой нагрузки.
Авиация базировалась на аэродромах
Ханкала, Калиновская и Грозный-Северный. Кроме
того, в 1994 году велась активная подготовка к
использованию участков шоссе с твердым
покрытием в качестве взлетных полос. Зенитное
прикрытие чеченских авиабаз осуществляли 8—10
ЗСУ |