транспортный
самолет. С начала февраля аэродром заработал в
полном объеме.
Боевые действия шли не только в
Грозном. 25 января 18 штурмовиков Су-25 разбомбили
подземные склады боеприпасов и военного
имущества, размещенные дудаевцами в четырех
шахтах бывших позиций межконтинентальных
баллистических ракет РВСН к северо-западу от
Бамута. Еще один крупный склад боеприпасов был
уничтожен “Су-двадцать пятыми” на северной
окраине села Аршты. В поселке Шали штурмовики
атаковали скопления живой силы и бронетехники.
Для вертолетчиков армейской авиации 25
января стало самым черным днем за всю чеченскую
эпопею. В тот день не вернулись из боя сразу два
вертолета Ми-24. Оба экипажа погибли.
Самолетам федеральных ВВС более двух
месяцев удавалось избегать потерь. 12 штурмовиков
были повреждены зенитным огнем, но все они
вернулись на свои аэродромы. Один прилетел с
разбитым стабилизатором, другой дотянул на одном
двигателе. Остальные получили пробоины от пуль и
снарядов. Первый экипаж погиб 3 февраля.
Бомбардировщик Су-24, летевший на малой высоте в
густом тумане, при невыясненных пока
обстоятельствах врезался в гору к юго-востоку от
станицы Червленная. Возможно, причиной
катастрофы стал отказ бортовой навигационной
системы. На следующий день во время атаки на
мощный опорный пункт в двух километрах южнее
Чечен-Аула очередью из ЗСУ “Шилка” был сбит Су-25.
Летчик майор Николай Баиров успел
катапультироваться, но дальнейшая судьба его
неизвестна. Информация о том, что он находится в
плену у дудаевцев, оказалась ложной. Скорее
всего, боевики убили пилота сразу после
приземления.
6 февраля федеральные войска, почти не
встречая отпора, форсировали Сунжу и вскоре
очистили от боевиков “тыловой район обороны”. В
боях за последние очаги сопротивления в Грозном
—УР “Черноречье” и “Катаяма” авиация
принимала активное участие. Укрепрайон
“Черноречье” имел сильное зенитное прикрытие.
Чтобы избежать потерь, вертолетчики Сухопутных
войск впервые применили не предусмотренную ни в
каких инструкциях тактику запуска НАР С-24 с
кабрирования. Дальность полета ракеты
увеличивалась таким образом до 6—7 километров, и
экипажи могли вести огонь, не входя в зону
поражения средствами ПВО дудаевцев. Конечно, при
этом снизилась точность попадания, но при
“работе” по площадным целям параметры разброса
боеприпасов были вполне удовлетворительны. В
дальнейшем такая тактика использовалась и на
других участках фронта.
Нередко фронтовая и армейская авиация
выполняли совместные задачи. |
К
примеру, 10 февраля 11 Ми-24 и шестерка Су-25 нанесли
серию ударов по укреплениям боевиков в
Черноречье. Армейские “вертушки” действовали
не только по вызовам наземных войск или по
заранее намеченным целям, но и летали на
“свободную охоту”. Подобные рейды были связаны
с особым риском, так как “охотиться”
приходилось обычно над вражеской территорией.
Так в районе Гудермеса звено Ми-24 совершило три
вылета на самостоятельный поиск и уничтожение
целей. Первые два прошли удачно: вертолетчики
уничтожили БТР, самоходную зенитную установку и
склад боеприпасов. Но когда они в третий раз
появились в этом квадрате, боевики успели
подготовиться к встрече. Вертолеты попали под
сосредоточенный огонь ЗУ-23, крупнокалиберных
пулеметов и стрелкового оружия. В результате все
три машины получили серьезные повреждения, а
одной из них пришлось идти на вынужденную, едва
дотянув до российских позиций. Впоследствии она
была списана, как не подлежащая ремонту. К
счастью, экипажи не пострадали. |
К началу марта российская армия полностью
освободила от боевиков Грозный и его
окрестности, после чего наступило временное
затишье. Появилась возможность подвести
некоторые итоги. С 1 декабря 1994-го по 17 марта 1995
года российские ВВС уничтожили в Чечне 265
учебно-боевых самолетов, 3 вертолета, 20 танков, 25
бронетранспортеров, 6 самоходных зенитных
установок, до 10 артиллерийских орудий и более 130
военных автомобилей. Разрушено 7 мостов,
несколько складов ГСМ и боеприпасов, другие
военные объекты. За этот же период потеряно два и
повреждено зенитным огнем 14 самолетов. Все
поврежденные машины вновь введены в строй.
По авиации Сухопутных войск есть
данные только о количестве целей, уничтоженных
за весь период активных боевых действий (до
середины июня). Они будут приведены во второй
части статьи. Безвозвратные потери армейских
вертолетчиков за первые три месяца составили 5
машин (2 Ми-8 и 3 Ми-24) и 9 членов экипажей. |