дели” вылились почти
в четыре месяца, и первый полет истребителя
состоялся лишь 21 сентября.
Рассматривая программу ATF/F-22 в
историческом аспекте, можно наблюдать
устойчивую тенденцию к сокращению числа
заказываемых самолетов этого типа. Если
первоначально ВВС утверждали, что им требуется
более 1000 истребителей ATF, то в 1991 году называлась
уже более скромная цифра - 750 машин. В январе 1993
года программу вновь “урезали” до 648 самолетов,
а через год - до 442. Наконец, в 1997 году ВВС
“скостили” планы закупок до 339 истребителей.
Подготовка полномасштабного производства
“рэп-торов” должна закончиться, согласно новому
графику, в марте 2003 года, а достижение “начальной
боевой готовности” (т.е., говоря по-нашему,
принятие на вооружение) ожидается в ноябре 2004
года. |
фактически не
отличаются от ВПХ самолета F-15; БРЛС лишилась
боковых антенных решеток, что ограничило обзор
лишь передней полусферой; из состава БРЭО
исключили оптоэлектронные датчики. На повестке
дня - упрощение средств радиоэлектронной борьбы
и систем связи. Однако все понимают, что это -
тупиковый путь. Более радикальное решение
проблемы видится в расширении круга задач,
возлагаемых на новый истребитель, в превращении
F-22 из специализированного самолета завоевания
господства в воздухе в универсальную систему
оружия, способную с высокой эффективностью
бороться с воздушными, наземными и морскими
целями. Таким образом, “рэпторы” смогут
заменить не только истребители F-15C, но и
многофункциональные самолеты F-15Е, а также
тактические бомбардировщи-ки-“невидимки” F-117A. В
результа- |
 |
Ряд специалистов
военно-воздушных сил считают, что потребности
ВВС США можно ограничить 200-300 “рэпторами”, а
высвободившиеся средства направить на
модернизацию самолетов других типов. Однако
такое решение должно еще больше повысить
стоимость единичного истребителя, приблизив ее к
стоимости стратегического бомбардировщика или
сверхтяжелого военно-транспортного самолета.
В этих условиях ВВС энергично ищут
пути удешевления программы. Наиболее простым
решением явилось бы упрощение, исключение ряда
систем, снижение боевых характеристик. Однако
ВВС уже и так многим поступились:
взлетно-посадочные характеристики “Рэптора”
далеки от начальных требований и |
те число закупаемых
F-22 можно будет увеличить, снизив относительную
стоимость самолета и унифицировав парк ВВС.
Возможность наращивания боевых
возможностей “Рэптора” обеспечивается
высокими ЛТХ, наличием совершенного бортового
радиоэлектронного оборудования, выполненного с
использованием технологий 90-х годов. Самолет F-22 -
такой же “стеле”, как и F-117 (по оценкам, его
минимальная ЭПР в курсовой плоскости - 0,1 м2),
однако “Рэптор” обладает при этом
сверхзвуковой скоростью и, следовательно,
меньшим подлетным временем.
Оборонительный комплекс РЭБ F-22
обеспечивает возможность решения задач,
аналогичных задачам |
|
 |
противорадиолокационного
самолета “Макдоннелл-Дуглас” F-4G “Уайлд Уизл”,
при этом радиоизлучающие цели будут
обнаруживаться и опознаваться с большей
точностью и значительно быстрее. Подобная
область боевого применения “Рэптора”
исследуется специалистами ВВС и авиационной
промышленности США в соответствии с контрактом,
заключенным правительством в мае 1996 года.
В качестве носителя оружия класса
“воздух - поверхность” F-22 обладает не меньшей
точностью бомбометания, чем ударные самолеты
“Локхид-Мартин” F-117, “Нор-троп-Грумман” В-2 и
“Рокуэлл” В-1. При этом, по оценкам ВВС, боевая
выживаемость “Рэптора” будет в 18 раз выше, чем у
существующих тактических самолетов. Однако
столь дорогостоящую и сложную машину имеет смысл
вооружать лишь сверхточными и дальнобойными
“высокоинтеллектуальными” системами оружия.
В состав вооружения F-22 уже решено
ввести корректируемые авиабомбы нового
поколения, снабженные системой
инерциаль-но-спутникового наведения. Для
“стелсов” был предложен специальный
малогабаритный вариант КАБ JDAM, умещающийся в
грузо- |
отсеке и не
увеличивающий радиолокационную заметность
самолета.
По мнению представителей ВВС США, еще
одним назначением истребителя F-22 должно стать
ведение радиоэлектронной разведки. Совершенные
датчики оборонительного комплекса РЭБ позволяют
собирать и анализировать информацию о различных
наземных РЛС.
Боевые возможности
многофункциональной машины должны возрасти за
счет введения в состав экипажа второго человека -
штурмана-оператора (как на Су-30 или Су-34). Такой
вариант “Рэптора” уже получил предварительное
обозначение F-22E.
Истребитель F-22 совершил свой первый
полет и, более чем вероятно, к 2004-2005 гг. поступит в
строевые части ВВС. Американцы, проявив
традиционную целеустремленность и
настойчивость, сумели создать так необходимый
для обеспечения своих национальных интересов
самолет. А чем ответим на этот вызов мы? Останется
ли Россия в XXI веке великой авиационной державой,
или в ее небе будут безраздельно господствовать
американские “орлы-могильники”? |
От
редакции. Когда этот материал готовился к печати,
произо-шло событие, по истине историческое для
отечественной авиа-ции: 25 сентября российский
боевой самолет пятого поколения С-37
"Беркут", разработанный в ОКБ Сухого,
совершил первый полет. Машина с крылом обратной
стреловидности, окрашенная в черный цвет,
поднялась в небо с аэродрома ЛИИ им. М.М.Гро-мова.
Сегодня только в США и России есть летающие
самолеты XXI века. Очевидно, что это
обстоятельство имеет не только
воен-но-политическое, но и экономическое
значение. |
|