В эпоху интенсивного развития управляемого
авиационного ракетного вооружения некоторые
военные эксперты оценивают нынешнюю ситуацию в
ВВС различных стран мира как переходный период,
который подведет черту в существовании
неуправляемых авиационных ракет (ДАР). Однако новое продолжает
оставаться хорошо забытым старым — на одной из
страниц долгой истории развития отечественных
НАР фиксирован подобного |
рода
вердикт. Между тем российские НАР крупного
калибра до сих пор не имеют мировых аналогов,
значительно превосходя по огневой мощи все
управляемые ракеты той же весовой группы. А
точность применения — дело наживное. Еще в 1937г.
испытатели НИИ ВВС констатировали:“Мастерство в
стрельбе ракетными снарядами достигается только
при достаточной натренированности летного
состава”. |
1937 год в
отделе Л.Шварца Московского ракетного НИИ
ознаменовался началом работ по созданию
авиационных ракетно-осколочно-фугасных снарядов
(РОФС) калибра 203 мм. Спустя два года на их основе
В.Шитов и В.Лужин разработали ракетный
бронебойный снаряд РБС-203 и ракетный
авиационно-химический снаряд РАХС-203. До сих пор
историки наперебой расписывают величайший
фурор, произведенный применением ракетных
снарядов в воздушных боях на Халхин-Голе. Однако
там наши пилоты стреляли только 82-мм осколочными.
И это уже было оружие неслыханного для авиации
калибра! Можно только догадываться об эпитетах,
которые благодарные потомки использовали бы
применительно к РОФС-203...
Парадокс, но накануне войны весьма
влиятельные противники ракетного оружия из
Наркомата боеприпасов и Главного артуправления
Красной Армии сделали очень многое, чтобы оно не
появилось в войсках. Тогда же 203-мм авиационную
ракетную систему, невзирая на чрезвычайно
высокую огневую мощь и поразительную точность
стрельбы, “приговорили” к забвению из-за
относительно большой себестоимости в
производстве и “неудобства в эксплуатации” —
снаряды массой 180 кг неудобно заряжать.
Однако в 50-х годах авиаторы взяли
реванш — на вооружение поступила очень удачная
240-мм НАР — долгожительница С-24. Развивая
дальнейшую перспективу, майор А. Грехов из НИИ
ВВС предложил разработать на ее основе
улучшенный образец НАР с надкалиберной
осколочно-фугасной боевой частью (БЧ). Но ТТТ на
новую ракету, скорректированные в Главном штабе
ВВС, исполнитель заказа — КБ “Точмаш” смог
реализовать только в совершенно новой ракетной
системе С-2 5.
В “Точмаше” по аналогии с 57-мм НАР
“Скворец” новые ракеты оснастили складным
оперением. На начальном этапе работы над НАР
крупного калибра курировал ведущий специалист
фирмы — В.Баранов. На этапе отработки ими
вплотную занимались А. Шкамбарный, Б.Смирнов,
Н.Царькова, И.Либкинд, В.Уваров-ский и др. Этап
внедрения в серийное производство “лег на
плечи” С.Скрипчинского, А-Асадчева и пр.
Учитывая большую дальность полета НАР
С-25-0 и С-25-ОФ, для заводских и летных испытаний в
1971 г. пришлось использовать полигон НИИ ВВС в
г.Ахтубинске. Там же в июле—сентябре 1974 г.
провели их государственные испытания. Ведущим
инженером на них был назначен майор А. Грехов, а
ведущими летчиками на фронтовых
бомбардировщиках Су-17М — подполковники |
Н.Рухлядко и
П.Кузнецов.
На полигоне для исследования
осколочного действия БЧ С-25-0 выстроили несколько
типовых групповых целей, имитирующих различные
фрагменты военного аэродрома. Это были круговые
мишени диаметром 50 м, опаханные по контуру и
обложенные скатами автомобилей. В центре ими же
выложили хорошо видимый с высоты крест.
Свободное пространство внутри круга занимали
самолеты-истребители Миг-17, перехватчики МиГ-19,
крылатые самолеты-ракеты, а также грузовые
автомобили и аэродромные топливо-заправщики. Для
имитации воздушного подрыва НАР ее подвешивали
на тросах, укрепленных на столбах или мачтах на
определенной высоте с соблюдением угла подхода к
цели.
Результаты подрывов впечатляли: БЧ
сработала в воздухе в семи метрах от самолета,
стоящего на земле, оторвав плоскости и сплющив
кабину пилота. В девяти метрах у другого самолета
сорвало почти всю обшивку фюзеляжа, оторвало
консоли крыла и разрушило кабину. У бензовоза
МАЗ-200-ТЗ, расположенного на той же дальности, в
емкости образовалось несколько вмятин и
множество пробоин. Если бочка осталась на раме
(умели же предки делать прочные автомобили!), то
деревянную кабину разрушило полностью. Стоящие
рядом грузовики ЗИЛ-164 были полностью смяты и
обгорели. Кроме того, осколками серьезно
повредило самолет-перехватчик МиГ-19П,
расположенный в 26 м. Стоящие в 60 м крылатые
самолеты-ракеты получили идентичные
повреждения. Это не удивительно, поскольку
корпус БЧ с осколочной насечкой у С-25-0 дробится
на двенадцать тысяч продуктивных осколков!
На ракетах С-25-0 и С-25-ОФ защита от
аэродинамического нагрева осуществлена
комбинированно — БЧ защищена зазором между
обечайками, а двигатель — пусковой установкой. .В
программы наземных испытаний обеих ракет
входила также их обкатка на Су-17М для
исследования эффективности этой защиты.
Горизонтальный полет и пикирование проходили на
высотах 25—3000 м на скоростях носителя 1200—1500 км/ч.
Под эти испытания несколько весовых макетов НАР
оборудовали термодатчиками и
радиотелеметрической аппаратурой.
Исследования проникающей способности
БЧ осколочно-фугасной С-25-ОФ проводили стрельбой
НАР прямой наводкой по бронеплитам,
установленным вертикально, и кирпичной кладке
различной толщины. Корпус БЧ не разрушался при
прохождении через бронированный лист толщиной 20
мм и кирпичную кладку |