началом
сезона хамсина - дующего почти без перерыва
ветра, несущего песок и камни. Все говорило о
близкой войне: газетные новости, больше похожие
на фронтовые сводки, вооруженные солдаты на
улицах и дорогах. В египетскую военную форму
песочного цвета без знаков различия переодели и
личный состав отряда.
63 ОАО подчинили непосредственно
главному военному советнику генерал-полковнику
авиации Окуневу. Оперативное руководство и
постановку задач выполнял Герой Советского
Союза генерал-майор Харламов. От МАП работу
курировали А.В. Минаев и заместитель главного
конструктора П.Г. Шенгелая.
Собирать МиГи пришлось в ангарах,
хранивших следы недавнего налета израильских
самолетов, которые вскоре прилетели вновь. Их
целью стал ангар, в котором бригада горьковчан
вела сборку истребителей МиГ-21. Пилоты
“Фантомов” определенно знали, кто находился
внизу (разведка израильтян была удручающе
эффективной), и помнили, что именно политическая
и военная помощь Советского Союза привела к
появлению на карте мира еврейского государства.
Поэтому перед атакой они сделали несколько
демонстративных заходов, давая возможность
"совет рафик”* выскочить из ангара и отбежать
на безопасное расстояние. После этого случая ПВО
аэродрома была усилена: его защищали ЗРК С-75 и
С-125, а непосредственно вокруг стоянок разместили
5 приданных разведотряду зенитных самоходных
установок ЗСУ-23-4 с советскими экипажами.
Наземную охрану несли советские спецназовцы,
оборудовавшие вокруг сеть стрелковых точек и
проволочных заграждений. Лишь внешний пояс
охраны аэродрома занимали египетские солдаты.
После сборки и отладки МиГ-25 перекатили в
укрытия, оставшиеся от бомбардировщиков Ту-16.
Эти меры были далеко не лишними.
Несмотря на дружественные отношения с
египтянами, искренне уважавшими и
приветствовавшими советских специалистов,
полагаться на местное население было трудно.
Несерьезное отношение офицеров ОАР к
секретности изрядно осложняло работу:
привлечение их к планированию и обеспечению
полетов оборачивалось тем, что все подробности
готовящейся операции тут же становились
известны противнику. Для мужчины на Востоке есть
два достойных занятия - война и торговля, и
египетские военные успешно сочетали оба эти
дела.
Уже через несколько дней после
перебазирования отряда каирская газета
“Аль-Ахрам” вышла с сенсационным сообщением:
“На авиабазе Каиро-Уэст появились новые
самолеты!”. Вездесущие репортеры назвали их Х-500,
однако помещенная тут же фотография двухкилевых
“ушастых” (это прозвище МиГ-25 успели получить за
характерный “анфас” с угловатыми
воздухозаборниками) машин не оставляла сомнений,
о чем идет речь. Естественно, что на совещании у
Окунева решено было всю работу 63-го ОАО вести
своими силами.
В конце апреля начались первые пробные
полеты, выполнявшиеся над египетской
территорией. В них отрабатывались профили и
маршруты предстоящих рейдов, производилась
“пристрелка” фотоаппаратуры, настраивалось и
программировалось навигационное оборудование.
Так как высокую точность прохода по трассе,
необходимую для качественной фотосъемки, должна
была обеспечить автоматика, а бортовой
аппаратуре в пустыне “зацепиться" было не за
что, то маршруты пролегли над характерными
ориентирами - знаменитыми пирамидами Долины
Царей, за что летчики прозвали эти полеты
“туристическими”.
В мае подготовка закончилась, и отряд
был готов начать разведывательную работу. К
этому времени ОКБ С.К. Туманского дало разрешение
увеличить время работы двигателей на полном
режиме с 3 минут до 8, а затем и до 40. Это дало
возможность практически все полеты выполнять
без ограничений и на максимальной скорости.
Решили и проблему со снабжением отряда
специальным высококипящим топливом Т-6. Из
советских портов танкеры доставляли его в
Александрию, а оттуда КрАЗы с автоцистернами
перебрасывали на Каиро-Уэст.
План полетов был продуман до мелочей.
Находясь в укрытии, летчик запускал двигатели,
проверял работу систем самолета и выруливал на
старт. На ВПП он занимал определенную точку,
заранее привязанную к местности, - “крест”. Его
координаты были заложены в бортовую САУ и
становились началом отсчета в программе рейда. С
этого момента полет проходил в режиме полного
радиомолчания (летчикам разрешалось выходить в
эфир лишь в экстренных ситуациях).
На маршрут разведчики уходили парой.
Это повышало надежность выполнения задания и
придавало летчикам уверенности - в случае аварии
одной из машин со второго самолета к месту
происшествия могла быть точно выведена
поисково-спасательная группа.
Точное время вылета заранее
согласовывалось с истребителями прикрытия -
звеном МиГ-21, приходившимс аэродрома Бэни-Суэф. |
Радиоперехвату
израильтян был поставлен отлично, и вызов
прикрытия по радио был бы равнозначен оповещению
открытым текстом о выходе разведчиков.
Истребители барражировали над Каиро-Уэстом, пока
МиГ-25 не занимали место на исполнительном старте.
Убедившись в готовности подопечных, пара
“двадцать первых” проходила над полосой, а за
ними взлетали разведчики. Сзади во время разгона
и набора высоты их прикрывала вторая пара
истребителей. Через несколько минут МиГ-25
набирали скорость М=2,5 и выходили на маршрут.
Полеты проходили на полном режиме
работы двигателей, максимальной скорости и
высоте 17-23 км, что было единственным средством
защиты невооруженного разведчика. Угнаться за
ним действительно не мог никто. Каждую минуту
двигатели вырабатывали полтонны топлива,
самолет становился легче и постепенно
разгонялся еще больше - до М=2,8. Полная
температура воздуха на входе в двигатели при
этом достигала 320'С, а обшивка самолета
разогревалась до 303'С. По словам летчиков, даже
фонарь кабины нагревался так, что к нему
невозможно было прикоснуться. Больше всего при
этом доставалось опознавательным знакам ОАР,
нанесенным на скорую руку. Краска, которой были
нарисованы красно-бело-зеленые кокарды,
вспучивалась и оплывала.
С выходом на боевой курс автоматика
начинала работу плановыми АФА вертикальной
съемки и перспективными, дававшими картину сбоку
на расстоянии до 90 км.
Чтобы нагрев не влиял на работу
чувствительной аппаратуры, фотоотсек самолета
был оборудован системой кондиционирования,
поддерживавшей в нем постоянную температуру с
точностью до 7 градусов. Фотосъемка в скоростных
полетах обладала и другой особенностью - быстрое
смещение фотографируемого объекта (за одну
секунду под МиГ-25 проносился почти километр
местности), а получение качественных снимков
требовало достаточной выдержки. Чтобы добиться
четкости изображения, фотоаппараты самолета
имели следящую систему - установленную перед
объективами приставку с качающейся призмой,
компенсировавшей смещение объекта и
удерживавшей его в фокусе.
Некоторые режимы фото- и киносъемки
требовали выдерживания постоянной скорости
полета. За счет выработки топлива самолет шел с
набором высоты и постепенно забирался на 22000 м.
Помимо фотографирования, МиГ-25 вели
радиоразведку, обнаруживая крупные сооружения,
пеленгуя радиолокационные посты, узлы связи и
электронной борьбы.
Весь проход по трассе от Суэца до
Порт-Саида занимал всего 1,5-2 минуты.
Возвращающихся с задания МиГ-25 снова встречали
истребители прикрытия, сопровождавшие их до
самой посадки. “Двадцать первые” оставались над
аэродромом до тех пор, пока разведчики не
заруливали в укрытия.
Хотя израильская авиация, потеряв
несколько самолетов на подступах к Каиро-Уэсту, и
не предпринимала больше попыток налета на сам
аэродром, обмен ударами продолжался. В сентябре
египетской ракетой был сбит патрульный самолет
израильтян. В ответ они атаковали позиции ЗРК,
уничтожив две пусковые установки
противорадиолокационными ракетами “Шрайк”.
Погибли солдаты и офицеры советских расчетов.
Этот случай заставил принять дополнительные
меры по защите разведотряда. В октябре на
авиабазе были сооружены специальные подземные
капониры, в которых заняли места МиГ-25.
Бетонированные убежища могли выдержать прямое
попадание полутонной бомбы, имели все
необходимые коммуникации и обеспечивали полную
подготовку самолета. Практически все работы по
обслуживанию машин, включая опробование
двигателей, могли выполняться под землей, и
капонир самолеты покидали лишь на время полета.
Полеты разведчиков проходили с
интенсивностью два раза в месяц. После того, как
был отснят район вдоль канала, трассы полетов
переместились на Суэцкий полуостров.
Продолжительность их возросла, и некоторые
задания стали выполняться с подфюзеляжным
подвесным баком объемом 5300 л, позволившим
увеличить дальность до 2130 км.
Каждый вылет приносил сотни метров
фотопленки, рулоны которой передавались на
дешифровку в разведотдел штаба главного
военного советника. Качество снимков, сделанных
с высот более 20 км, было великолепным - на них ясно
просматривались не только постройки и
сооружения, но и группы людей, отдельные
автомашины, боевая техника. На планшетах
дешифровщиков вырисовывалась и сеть дорог,
связывавших узлы израильской обороны. Таким
образом удавалось
______________________________________________
*С иврита - "советские
товарищи". |